Подписание этого меморандума свидетельствует о готовности развивать производственные компетенции, добиваясь максимального технологического суверенитета в области беспилотных летательных систем,- сказал Денис Мантуров.
Участие в выставке «Аэронет» принимают 130 компаний, которые демонстрируют 170 разработок в области беспилотных авиационных систем. Если до 2020 года степень локализации не превышала 10-15% (в основном, в РФ изготавливались элементы рамы, планера, воздушные винты), то сейчас уровень локализации можно оценить в среднем в 40% (начинают применяться отечественные электродвигатели, налаживается изготовление полезных нагрузок, в том числе с оптическими и тепловизионными сенсорами отечественного производства, используются отечественные композиты и смолы, локализуются электронные устройства). К 2024 году российские производители рассчитывают выйти уже на 70% локализации внутри страны, а оставшуюся часть компонентов обеспечить в рамках кооперации с поставщиками из дружественных стран.
Производители беспилотников могут претендовать на ряд мер поддержки от государства. Это и системные инструменты, включая займы ФРП, возможность стать резидентом технопарков в сфере радиоэлектроники с 2023 года, получить промышленную ипотеку. И отраслевая поддержка, имею в виду налоговые и страховые льготы для разработчиков электроники и субсидии на НИОКР, в рамках которых компенсируется до 70% от стоимости разработки. Рынок беспилотной авиации, по оценкам экспертов «Аэронет», составит уже 120 млрд рублей в 2030 году. И мы намерены поддерживать развитие собственных компетенций в этой области,- - отметил Денис Мантуров.
В рамках обхода выставки Денис Мантуров обсудил с производителями, разработчиками и заказчиками из числа российских компаний темы спутниковой связи и сетей 5G, кадрового суверенитета, БПЛА специального назначения и защиты от БПЛА, перспективных технологических решений и стандартизации отрасли.
Выставка «Аэронет 2035» открыта для посетителей с 20 по 27 ноября в центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ. Экспозиция поделена на семь тематических направлений.
Справочно: Компания Geoscanразработала и вывела на рынок аэрофотосъемочный комплекс нового поколения Gemini. Квадрокоптер, созданный на основе сверхлегкого беспилотного аппарата с функцией автоматического управления, предназначен для создания карт, ортофотопланов и цифровых моделей местности.
Конвертоплан компании ФИНКО Supercam SX350 совмещает в себе конструктивные особенности БВС самолетного и вертолетного типа. БВС обладает полетными качествами, подходящими для проведения высокодетальной аэрофотосъемки и видеосъемки, лазерного сканирования в любое время суток на больших площадях, в труднодоступных местах, в различных климатических условиях. Конвертоплан может передавать HD-видео в режиме реального времени на расстояние до 50 км и передавать точные координаты объектов.
Что касается более тяжелых БВС, которые в соответствии с Воздушным кодексом подлежат сертификации, а деятельность по их разработке – лицензированию, то существенный прогресс достигнут в части ВБС вертолетного типа, но вскоре лидеров догонят и разработчики беспилотников самолётного типа.
Так, в августе этого года в России был официально допущено к эксплуатации первое БВС вертолетного типа, которым стало БВС ВТ 440 разработки НПП «Радар ммс». Он может находиться в воздухе до четырех часов. Кроме доставки грузов вертолет может выполнять мониторинговые задачи или вести геологоразведку..
Всего в Росавиацию на сегодня подали заявки на получение сертификации на семь БВС, из них шесть – вертолетного типа. Все указанные компании, о которых я рассказал, планируют уже с начала следующего года развернуть полномасштабное серийное производство.